Планирование воспитательной работы в классе
Составить план воспитательной работы несложно… Но это на первый взгляд. Ведь воспитательный процесс является сложной, динамичной и постоянно развивающейся системой. В педагогической мастерской учительства большой арсенал планирования, оснащенного новыми приемами и методами моделирования, проектирования и прогнозирования педагогических явлений и процессов, а самое главное, появилась возможность планировать и создавать собственную систему воспитательной работы в классе, определять неповторимый и наиболее рациональный вариант построения воспитательной деятельности в конкретных социально-педагогических условиях.
Планированию воспитательной работы вообще и в классе в частности, присущи следующие функции: направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
координирующая или организаторская, позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать;
контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;
репродуктированная (восстанавливающая), предполагающая то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
При планировании воспитательной работы следует помнить, что это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.
Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы — это ни что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование необходимо соблюдать принципы педагогического моделирования: системность,конкретность,оптимальность,диалог,индивидуальность,научность,непрерывность.
Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы.
Алгоритм разработки перспективного планирования
- Определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе, т. е. необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана ВР.
- Педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса. Он должен стать основой для планирования ВР. Условия проведения успешного и серьезного анализа ВР:
- анализ проводить неформально;
- анализ представляет собой не разнородное и не всегда взаимосвязанное соединение различных фактов и оценочных суждений, а имеет четкую структуру;
- аналитическая деятельность строится в соответствии с разработанным критериально-аналитическим аппаратом;
- анализ является достаточно информативным и содержательным;
- учитывается спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса.
Основные черты названных подходов: описательный, полярно-оценочный, системный, проблемный, личностно-ориентированный.
Виды анализа.
Анализ реализации целей и решения задач.
Анализ основных событий и педагогических ситуаций.
Анализ основных событий.
Критериально-ориентированный анализ.
- Моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем. Составляющие образа класса:
- образ учащегося класса;
- образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений;
- представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьном сообществе;
- Коллективное планирование. Технология планирования:
- предварительное планирование жизнедеятельности на новый период с ученическим и родительским активом;
- организация педагогического сопровождения коллективного планирования;
- осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе;
- проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса.
- Уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы. На этот счет нужно пользоваться методическими рекомендациями.
Структура плана
• 1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.
• 2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
• 3. Основные дела и направления классного коллектива.
• 4. Индивидуальная работа с учащимися.
• 5. Работа с родителями.
• 6.Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.
• Ежедневно
• 1. Работа с опаздывающими и выяснение и выяснение причин отсутствия учащихся
• 2. Организация питания учащихся.
• 3. Организация дежурства в классном кабинете.
• 4. Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
• Еженедельно
• 1. Проверка дневников учащихся.
• 2. Проведение классного часа.
• 3. Проведение информационно-воспитательного часа.
• 4. Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану)
• 5. Работа с учителями -предметниками, социальным педагогом, психологом , медсестрой (по ситуации)
• 6. Работа с родителями (по ситуации)
• Каждый месяц
• 1. Проведение тематического классного часа.
• 2. Посещение уроков в своём классе.
• 3. Консультации у ЗД по ВР, школьного психолога, социального педагога.
• 4. Присутствовать на совещаниях при директоре и заместителях директоров.
• 5. Посещение на дому учащихся и оформление актов.
• Один раз в четверть
• 1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
• 2. Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
• 3. Присутствовать на инструктивно методических совещаниях классных руководителей по итогам ВШК и планированию работы.
• 4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
• 5. Проводить родительское собрание.
• Один раз в год
• 1. Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий учащихся, психолого-педагогические характеристики и т. д.)
• 2. Оформлять личные дела.
• 3. Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.
• 4. Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.
• Документация и отчётность.
• 1. Классный журнал.
• 2. Личные дела учащихся.
• 3. Педагогический дневник классного руководителя.
• 4. План воспитательной работы с классом
• 5. Журнал учёт проводимых внеклассных мероприятий по организационно-воспитательной работе
• 6. Журнал учёта проводимых классных часов.
• Классный руководитель готовит отчётность
• 1. Статистические данные класса .
• 2. Результаты диагностики уровня воспитанности
• 3. Отчёты о воспитательной работе с классом
• 4. Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.
• Работа с родителями.
• Изучение семей учащихся;
• Педагогическое просвещение родителей;
• Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
• Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе.
• Индивидуальная работа с учащимися;
• Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Виды планов воспитательной работы
Системно-ролевой подход заставляет сделать приоритетными следующие социальные роли и в соответствии с ними определить направления: семья, труд, общество, мир, я — сфера. В данном случае уместна такая форма планирования:
Тематические программы |
сентябрь |
|||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
«Я и общество» | ||||
«Я и природа» | ||||
«Я и моя школа» | ||||
«Я и моя семья» | ||||
«Я и мое я» |
Есть точка зрения ученых, что деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые, воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей». Тогда в ход идут целевые программы. Выглядеть такой план может так:
Целевая программа |
сентябрь |
|||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
«Учение» | ||||
«Общение» | ||||
«Досуг» | ||||
«Образ жизни» | ||||
«Здоровье» |
Сторонникам использования деятельностного подхода можно предложить следующую форму:
Вид деятельности |
сентябрь |
|||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Познавательная | ||||
Ценносно-ориентированная | ||||
Трудовая | ||||
Художественно-творческая | ||||
Физкультурно-оздоровительная | ||||
Коммуникативная | ||||
Игровая |
Существует возможность планирования, опираясь на потенциал личности школьника. Тогда это выглядит так:
Потенциал личности |
сентябрь |
|||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Познавательный | ||||
Ценностный (нравственный) | ||||
Коммуникативный | ||||
Эстетический | ||||
Физический |
Планирование в соответствии с выдвинутыми в процессе целеполагания задачами:
Задача воспитательной деятельности |
сентябрь |
|||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Кроме того, в каждом предложенном варианте необходимо предусмотреть отдельно стоящие разделы.
Работа с одаренными детьми.
(по разработанной системе)
Работа со слабо — неуспевающими детьми.
(по разработанной системе)
Работа с трудными детьми.
(по разработанной системе)
Работа с родителями:
- социальный паспорт класса;
- социальный паспорт учащегося;
- графики и план проведения родительских собраний;
- мониторинг проведения и посещения родительских собраний;
- работа с родительским комитетом класса.
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса -
необходимая составляющая плана
Это может быть таковым:
Предмет изучения | Методы и приемы изучения | Сроки изучения | Субъект изучения |
Планы воспитательной работы можно оформлять и в виде дневника классного руководителя, которые в большом разнообразии предлагают нынешние книжные издания.
Список литературы:
- «Планирование воспитательной работы в классе»: Методическое пособие , Под редакцией Е.Н. Степанова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001;
- «Годовой план работы школы: Структура, содержание, технология, разработки, анализ. — 4-е изд. — М.:5 за знания, 2010