РМО — август

Планирование воспитательной работы в классе

            Составить план воспитательной работы несложно… Но это на первый взгляд. Ведь воспитательный процесс является сложной, динамичной и постоянно развивающейся системой. В педагогической мастерской учительства большой арсенал планирования, оснащенного новыми приемами и методами моделирования, проектирования и прогнозирования педагогических явлений и процессов, а самое главное, появилась возможность планировать и создавать собственную систему воспитательной работы в классе, определять неповторимый и наиболее рациональный вариант построения воспитательной деятельности в конкретных социально-педагогических условиях.

Планированию воспитательной работы вообще и в классе в частности, присущи следующие функции: направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;

прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;

координирующая или организаторская, позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать;

контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;

репродуктированная (восстанавливающая), предполагающая то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

При планировании воспитательной работы следует помнить, что это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.

Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы — это ни что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование необходимо соблюдать принципы педагогического моделирования: системность,конкретность,оптимальность,диалог,индивидуальность,научность,непрерывность.

Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы.

 

Алгоритм разработки перспективного планирования

 

  1. Определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе, т. е. необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана ВР.
  2. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса. Он должен стать основой для планирования ВР. Условия проведения успешного и серьезного анализа ВР:

- анализ проводить неформально;

- анализ представляет собой не разнородное и не всегда взаимосвязанное соединение различных фактов и оценочных суждений, а имеет четкую структуру;

- аналитическая деятельность строится в соответствии с разработанным критериально-аналитическим аппаратом;

- анализ является достаточно информативным и содержательным;

- учитывается спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса.

 

Основные черты названных подходов: описательный, полярно-оценочный, системный, проблемный, личностно-ориентированный.

Виды анализа.

            Анализ реализации целей и решения задач.

Анализ основных событий и педагогических ситуаций.

Анализ основных событий.

Критериально-ориентированный анализ.

  1. Моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем. Составляющие образа класса:

- образ учащегося класса;

- образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений;

- представление о внешних связях и отношениях  класса, о его месте и роли в школьном сообществе;

 

  1. Коллективное планирование. Технология планирования:

- предварительное планирование жизнедеятельности на новый период с ученическим и родительским активом;

- организация педагогического сопровождения коллективного планирования;

- осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе;

- проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана  жизнедеятельности  класса.

 

  1. Уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы. На этот счет нужно пользоваться методическими рекомендациями.

Структура плана

•    1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.
•    2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
•    3. Основные дела и направления классного коллектива.
•    4. Индивидуальная работа с учащимися.
•    5. Работа с родителями.
•    6.Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.
•    Ежедневно
•    1. Работа с опаздывающими и выяснение и выяснение причин отсутствия учащихся
•    2. Организация питания учащихся.
•    3. Организация дежурства в классном кабинете.
•    4. Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
•    Еженедельно
•    1. Проверка дневников учащихся.
•    2. Проведение классного часа.
•    3. Проведение информационно-воспитательного часа.
    4. Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану)
•    5. Работа с учителями -предметниками, социальным педагогом, психологом , медсестрой (по ситуации)
•    6. Работа с родителями (по ситуации)
•    Каждый месяц
•    1. Проведение тематического классного часа.
•    2. Посещение уроков в своём классе.
•    3. Консультации у ЗД по ВР, школьного психолога, социального педагога.
•    4. Присутствовать на совещаниях при директоре и заместителях директоров.
•    5. Посещение на дому учащихся и оформление актов.
•    Один раз в четверть
•    1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
•    2. Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
•    3. Присутствовать на инструктивно методических совещаниях классных руководителей по итогам ВШК и планированию работы.
•    4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
•    5. Проводить родительское собрание.


    Один раз в год
•    1. Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий учащихся, психолого-педагогические характеристики и т. д.)
•    2. Оформлять личные дела.
•    3. Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.
•    4. Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.
•    Документация и отчётность.
•    1. Классный журнал.
•    2. Личные дела учащихся.
•    3. Педагогический дневник классного руководителя.
•    4. План воспитательной работы с классом
•    5. Журнал учёт проводимых внеклассных мероприятий по организационно-воспитательной работе
•    6. Журнал учёта проводимых классных часов.
•    Классный руководитель готовит отчётность
•    1. Статистические данные класса .
•    2. Результаты диагностики уровня воспитанности
•    3. Отчёты о воспитательной работе с классом
•    4. Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.


     Работа с родителями.
•    Изучение семей учащихся;
•    Педагогическое просвещение родителей;
•    Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
•    Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе.
•    Индивидуальная работа с учащимися;
•   Информирование родителей о ходе и результатах обучения,  воспитания и развития учащихся.

 

Виды планов воспитательной работы

Системно-ролевой подход  заставляет сделать приоритетными следующие социальные роли и в соответствии с ними определить направления: семья, труд, общество, мир, я — сфера. В данном случае уместна такая форма планирования:

 

Тематические программы

сентябрь

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
«Я и общество»        
«Я и природа»        
«Я и моя школа»        
«Я и моя семья»        
«Я и мое я»        

 

 

Есть точка зрения ученых, что деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые, воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей». Тогда в ход идут целевые программы. Выглядеть такой план может так:

Целевая программа

сентябрь

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
«Учение»        
«Общение»        
«Досуг»        
«Образ жизни»        
«Здоровье»        

 

Сторонникам использования деятельностного подхода можно предложить следующую форму:

 

Вид деятельности

сентябрь

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательная        
Ценносно-ориентированная        
Трудовая        
Художественно-творческая        
Физкультурно-оздоровительная        
Коммуникативная        
Игровая        

 

Существует возможность планирования, опираясь на потенциал личности школьника. Тогда это выглядит так:

Потенциал личности

сентябрь

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательный        
Ценностный (нравственный)        
Коммуникативный        
Эстетический        
Физический        

 

Планирование в соответствии с выдвинутыми в процессе целеполагания задачами:

Задача воспитательной деятельности

сентябрь

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
         
         
         
         
         

 

 

Кроме того, в каждом предложенном варианте необходимо предусмотреть  отдельно стоящие разделы.

 

Работа с одаренными детьми.

(по разработанной системе)

Работа со слабонеуспевающими детьми.

(по разработанной системе)

Работа с трудными детьми.

(по разработанной системе)

Работа с родителями:

-        социальный паспорт класса;

-        социальный паспорт учащегося;

-        графики и план  проведения родительских собраний;

-        мониторинг проведения и посещения родительских собраний;

-        работа с родительским комитетом класса.

 

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса -

необходимая составляющая плана

 

Это может быть таковым:

 

 

Предмет изучения Методы и приемы изучения Сроки изучения Субъект изучения

 

Планы воспитательной работы можно оформлять и в виде дневника классного руководителя, которые в большом разнообразии предлагают нынешние книжные издания.

 

Список литературы:

 

-        «Планирование воспитательной работы в классе»: Методическое пособие , Под редакцией Е.Н. Степанова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001;

-        «Годовой план работы школы: Структура, содержание, технология, разработки, анализ. — 4-е изд. — М.:5 за знания, 2010

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>